EN 

(812) 449-56-20
8-800-770-70-17

arman@arman-engineering.ru

8-800-770-70-17

Организация системы оперативно-технологической связи и громкого оповещения пассажиров

Издание: Airports International

Апрель, 2015

Аэропорт – это не просто «ворота в небо», это особый объект с распределенной структурой, требующий повышенных мер безопасности. Он отличается большой проходимостью и круглосуточной работой, которая не терпит задержек. Система безопасности аэропорта должна быть современной, гибкой, высокоэффективной и интегрированной.

В ряду проектов по оснащению аэропортов системами безопасности важное место занимают решения в области организации системы оперативно-технологической связи и громкого оповещения пассажиров.
Рассмотрим пример технических требований к такому проекту.

Технические требования к системе информирования, оповещения и оперативно диспетчерской связи


Задача – обеспечить аэропорт средствами системы информирования, оповещения и оперативно диспетчерской связи (состоит из подсистем громкоговорящего и телефонного оповещения, громкоговорящей распорядительно-поисковой связи, СОУЭ, двухсторонней экстренной связи и информирования).
Технические задачи проекта:
•    Организация оперативно – технологической связи служб ПДСП, СОПП, СОПГП, ИАС, представительств авиакомпаний
•    Организация оперативно – технологической связи САБ
•    Построение системы оповещения аварийно – спасательной команды аэропорта СПАСОП
•    Организация экстренной и информационной громкоговорящей сети в здании аэровокзала с использованием колонн экстренного вызова
•    Стыковка с существующими системами громкоговорящей связи АГС, ДПУ, «Орех», «Марс», «Мегафон»
•    Подключение к единой системе громкоговорящей связи абонентов, работающих с помощью носимых и иных радиостанций: таможни, пограничной службы, ветеринарного контроля, перронных супервайзеров, ЭСТОП и др., а так же абонентов УПАТС;

Необходимо обеспечить визуальное информирование при  экстренных ситуациях и СОУЭ.

Для возможности управления эвакуацией людей из зданий и сооружений аэропорта при аварийных ситуациях, включая пожар, необходимо предусмотреть зонирование озвучиваемых помещений. При этом во всех зданиях и сооружениях должны осуществляться:
- передача информационно-поисковых сообщений и сигналов оповещения (ГО и ЧС, аварии) в помещениях (с автоматической блокировкой регуляторов громкости) с максимальной громкостью;
 - трансляция любой информации по территории (включая громкоговорители переговорных устройств двухсторонней связи) с максимальной громкостью.

Для всех громкоговорителей зон оповещения усилителями обеспечить постоянный контроль рабочих характеристик. Вся информация о рабочих характеристиках должна предоставляется как на пульты управления оповещением, так и на рабочее место администратора системы.

На рабочих местах дежурных и операторов предусмотреть настольные диспетчерские пульты на базе моноблоков ПК или диспетчерские пульты на базе IP телефонов.

Для возможности реализации более оперативного оповещения персонала об аварийных ситуациях, в частности о пожаре, проектом предусмотреть интеграцию подсистемы озвучивания с системой автоматической пожарной сигнализации. Запуск подсистемы озвучивания при оповещении о пожаре должен выполняться в автоматическом режиме. Кроме того, предусмотреть возможность речевого оповещения и управления эвакуацией и действиями персонала в ручном режиме управления с использованием соответствующих пультов как на территории, так и в зданиях и сооружениях.

Подсистема озвучивания должна обеспечивать передачу сигнала речевого оповещения циркулярно по всем зонам и/или телефонным номерам.
Подсистема информирования должна организовываться установкой сервера информирования в ГП-1 и терминалов по всем зданиям. Управление содержаниями информирования должно выполняться с пультов подсистемы информирования.

В составе системы предусмотреть следующее оборудование:

•    Центральное оборудование, обеспечивающее управление коммуникациями всех устройств решения, установление и реализацию соединений, управление релейными входами, реализацию функций управления логикой коммуникаций (конференция/селектор, запись переговоров);
•    Пульты, обеспечивающие оперативное управление односторонними и двухсторонними коммуникациями, переключениями между режимами коммуникации, индикацию аварийных сигналов устройств и т.д.,
•    Телефонные аппараты, аналоговые, цифровые и VoIP, для обеспечения взаимодействия с диспетчером и между собой,
•    Переговорные устройства, для обеспечения экстренной коммуникации,
•    Громкоговорители различного исполнения.

Для обеспечения аэропорта системами безопасности важно смоделировать решение многих нестандартных задач, обеспечить оперативное выявление и устранение возможных угроз, наладить возможность предоставления данных для принятия решений. Именно поэтому важно использовать быстродействующие, высокоэффективные и надежные технические средства системы безопасности в аэропорту.

Особенностью реализации проекта является необходимость организации многоуровневой системы громкоговорящей связи, гарантирующей высокую надежность, оперативность и разборчивость в условиях больших потоков передаваемой информации, при ограниченности времени на доведение принятых диспетчерскими службами технологических решений.
В настоящее время аэропорты оборудованы различными аналоговыми системами громкоговорящей связи, которые можно назвать технологически устревшими: АГС, ДПУ, «Орех», «Марс». Кроме состыковки с данной аппаратурой, необходимо решить задачу сопряжения с оборудованием СКРС «Мегафон», применяемым службами ОВД. Это позволит осуществлять организацию оперативно–технологической связи поэтапно.

Основой системы является центральной коммутационное устройство (Централь), к которому подключены переговорные устройства кабинетного типа (пульты) в различном исполнении – от 8 до 208 программируемых клавиш.

Настольные переговорные устройства (пульты) устанавливаются на рабочих местах диспетчеров и оборудованы шумокомпенсирующим микрофоном на гибком кронштейне и клавиатурой на необходимое количество клавиш (кратное 8). С каждой клавиши можно запрограммировать прямой вызов абонента системы, телефонии, радиостанции (через базовую радиостанцию) и систему громкого оповещения по зонам оповещения.

Такое решение позволяет оборудовать рабочее место диспетчера в едином интерфейсе, подключив через соответствующие платы коммутационного устройства службы, работающие с использованием различных средств связи.

Всепогодные переговорные устройства устанавливаются на перроне, стоянках самолетов и территории АТБ. В переговорные устройства встроены динамический шумокомпенсирующий микрофон с острой диаграммой направленности, громкоговоритель с большим КПД и мощностью. На территории складов ГСМ предусмотрено применение переговорных устройств во взрывозащищенном исполнении. Конструктивно, такие устройства защищены от химической коррозии, имеют антивандальное исполнение, класс защиты IP 65 (пыленепроницаемый корпус и защита от водяных струй), диапазон рабочих температур от -50 до +70°С.

Кроме того, в переговорные устройства могут быть встроены усилители 25Вт для внешних рупорных громкоговорителей.

Система оповещения аварийно – спасательной команды аэропорта является параллельно действующей сетью оповещения аварийных служб аэропорта.

Примерный состав зон оповещения аэровокзального комплекса:

•    зал приле
•    зал вылета
•    зал ожидания
•    привокзальная площадь
•    служебные помещения АВК (зона общего оповещения ГО и ЧС) и т.д.

Для реализации системы оповещения АВК применяются громкоговорители, как правило, трех типов:

•    рупорные всепогодные (привокзальная площадь), номиналы мощностей 10 / 15 / 30 Вт
•    офисные для потолочного монтажа (встраиваемые), номинал мощности 6 Вт
•    офисные для настенного монтажа, номинал мощности 10 Вт    
Кабельные коммуникации подводятся в соответствие с проектной документацией монтажной группой на усмотрение заказчика, имеющей соответствующие допуски, лицензии и опыт работы на данном объекте.

Общее электропитание системы осуществляется от внутреннего источника питания.

Состав и функции системы электропитания:
•    выходное напряжение 48 В при питании от сети напряжением 220В (выпрямительные модули);
•    необходимое количество аккумуляторных батарей (общим напряжением 48 В), работающих в буферном режиме;
•    батарейные предохранители;
•    защита от глубокого разряда батарей;

Встроенный источник бесперебойного питания позволяет системе функционировать в случае пропадания основного питания в течение необходимого времени, заданного заказчиком.

Радиосвязь

В аэропортах следует предусматривать организацию следующих сетей внутриаэропортовой радиосвязи:
•    диспетчера СДП (КДП) с водителями аэродромных машин и бригадой рабочих, выполняющих работы на ВПЦ и РД;
•    диспетчера СОП с дежурными по встрече и посадке водителями грузовых машин;
•    диспетчера ПДО АТБ с техниками-бригадирами на местах стоянок;
•    дежурного охраны с постовыми и оперативной автомашиной;
•    дежурного пожарного депо с пожарными автомобилями.

Количество рабочих комплектов в каждой радиосети следует определять исходя из оснащения конкретного аэропорта средствами механизации и автотранспорта, интенсивности радиообмена, наличия диспетчерских пунктов и количества работников дневной смены, выполняющих работы на аэродроме.

Для обеспечения бесперебойной работы радиосетей следует предусматривать резервные радиостанции.
Количество резервных стационарных радиостанций n определяется из выражения  , где m - количество комплектов рабочих радиостанций.
Для мобильных и носимых радиостанций принимается резерв 10 % от количества комплектов рабочих радиостанций.
Используемые радиостанции должны обеспечивать беспоисковую и бесподстроечную связь в радиусе не менее 2-3 км.

ООО "Аэропорт Еммельяново" - это динамично развивающийся аэропорт, активно использующий в своей работе информационные технологии. Одна из основных целей Аэропорта - обеспечение безопасности и регулярности полетов в зоне своей ответственности. Учитывая эти цели, идет развитие информационных технологи и, в том числе, телекоммуникационных систем (система ОДС, телефония, радиосвязь, передача данных). Обслуживание пассажиров и самолетов ведется в едином информационном поле,  сбой которого (даже небольшой - 5 мин.), может привести к задержкам рейсов. Определенные ограничения  на выбор телекоммуникационных систем вносят ведомственные нормативные документы (ФАПы, приказы Минтранса, и т.д).  Поэтому мы пытаемся выбирать надежные, проверенные временем решения. имеющие положительный опыт использования как в нашем, так и в других аэропортах. Помимо этого  Аэропорт Красноярск (Емельяново) находится достаточно далеко от Москвы и СПБ, поэтому оперативная поддержка делается сотрудниками ИТ Аэропорта. но если появляются проблемы посерьезней мы должны быть уверены, что партнер обладает достаточной квалификацией и опытом, что бы удаленно определить причину проблемы и принято решение о выезде специалиста либо устранении проблемы силами сотрудников Аэропорта.

Начальник службы информационных технологий  ООО "Аэропорт Емельяново" Порядин Антон Владимирович


Для большинства аэропортов характерны нестандартные архитектурные решения, что добавляет определённые сложности при проектировании системы безопасности. Стандартная схема размещения оконечного оборудования здесь не подходит, нужно тщательно изучить особенности планировки, чтобы избежать мертвых зон. Поэтому на систему безопасности здания аэропорта может потребоваться гораздо больше оборудования и материалов, чем на систему безопасности административного здания такой же площади, но обычной планировки.

В крупных аэропортах возникает сложность передачи сообщений на большие расстояния. Для решения этих задач неоспоримыми преимуществами обладает волоконно-оптические линии связи [ВОЛС]: они позволяют передавать информацию на большие расстояния, не оказывают электромагнитных помех на технологическое оборудование и невосприимчивы к помехам сами. Однако в случае, если ВОЛС используется в составе системы оповещения и управления эвакуацией, необходимо помнить о соблюдении нормативов, в частности о контроле линии. В этом случае, нужно внимательно выбирать оборудование ВОЛС, которое должно отвечать не только требованиям заказчика, но и нормативным документам. Уже существуют модели мультиплексоров, которые контролируют оптоволоконный канал и автоматически переключаются на резервную линию при нарушении передачи по основной линии.

Павел Котельников, инженер проекта ООО "Арман"